Точность измерения расхода топлива в грузовых автомобилях с шиной CAN J1939 при помощи адаптера «CANFMS-3»

В современных грузовых автомобилях, как правило, для передачи данных между различными системами (двигатель, трансмиссия, АБС, приборная панель и т.д.) используется двухпроводная шина CAN с протоколом передачи данных J1939. Для получения данных о расходе топлива с шины CAN J1939 при помощи адаптера «CANFMS-3» можно использовать стандартный параметр протокола J1939 "Общий расход топлива двигателем" - Engine Total Fuel Used (PGN 0x00FEE9). Engine Total Fuel Used рассчитывается электронным блоком управления двигателем в литрах и накапливается в его энергонезависимой памяти с начала эксплуатации автомобиля. В адаптере «CANFMS-3» параметр Engine Total Fuel Used называется сокращенно TotalFuel (см. Таблица поддерживаемых ТС адаптера «CANFMS-3»).

Измерение расхода топлива за какой либо интервал времени t, производится по формуле:

FuelUsed (t) = TotalFuel (t2) - TotalFuel (t1)
где:
FuelUsed (t) - расход топлива за интервал времени t, л
TotalFuel (t1) - значение общего расхода топлива двигателем в начале заданного временного интервала t1, л
TotalFuel (t2) - значение общего расхода топлива двигателем в конце заданного временного интервала t2, л

Согласно спецификации J1939 параметр TotalFuel является запрашиваемым (On request), т.е. постоянно в CAN шину не передается, а запрашивается другими системами автомобиля, например приборной панелью для индикации значения общего расхода на ее дисплее.

Наш опыт показывает, что параметр TotalFuel можно считывать у 30% современных грузовых автомобилей с шиной CAN J1939.

В случае отсутствия параметра TotalFuel на шине CAN, для контроля расхода топлива при помощи адаптера «CANFMS-3» можно использовать рассчитываемый самим адаптером параметр FuelCalc. "Суммарный расход топлива" FuelCalc рассчитывается адаптером на основе стандартного параметра J1939 "Мгновенный расход топлива" - Engine Fuel Rate (PGN 0x00FEF2). В адаптере «CANFMS-3» параметр Engine Fuel Rate называется сокращенно FuelRate. В отличие от TotalFuel параметр FuelRate встречается на шине CAN J1939 грузовых автомобилей значительно чаще (примерно у 70-80%) и передается в шину постоянно, без запроса, с частотой 10 раз в сек. Значение суммарного расхода топлива FuelCalc накапливается и сохраняется в защищенной энергонезависимой памяти адаптера.

Проверка точности расчета расхода топлива FuelCalc проводилась на предыдущей версии адаптера "RS232-ECU FMS 2" с терминалом СМТ "Galileo". Для этого адаптер с терминалом СМТ были подключены к седельному тягачу MAN TGA 2008 года выпуска с двигателем D2876LF12, 481 л.с. Передача данных осуществлялась на сервер Wialon.

На шине CAN этого грузовика доступны как параметр ТotalFuel, так и параметр FuelRate. На момент подключения адаптера к шине CAN MAN TGA "Общий расход топлива двигателем" TotalFuel был равен 117170 л. Испытания проводились в течение 14 дней. За это время грузовик проехал 3355 км, режим движения трасса/город с частыми остановками, средняя скорость в движении составила 53 км/ч.

Итог:
Расход топлива по параметру TotalFuel (Engine Total Fuel Used) - 1302 л.
Расход топлива по параметру FuelCalc - 1329 л.

Погрешность расчета FuelCalc относительно TotalFuel составила +2,07%.

Вывод:
Измерение расхода топлива по рассчитанному адаптером параметру FuelCalc с достаточной точностью соответствует измерению расхода топлива по параметру TotalFuel (Engine Total Fuel Used), рассчитанному самим электронным блоком управления двигателем автомобиля.